Церковное краеведение

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Орловский церковный календарь. 29 июня. Мч. Константин Минятов. Уроженец Орла

ПортретМу­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 11 мая 1874 го­да в го­ро­де Ор­ле в се­мье ка­пи­та­на ар­тил­ле­рии Алек­сандра Ви­кен­ти­е­ви­ча и его су­пру­ги Алек­сан­дры Кон­стан­ти­нов­ны Ми­ня­то­вых. Про­ис­хо­дя из дво­рян Ко­вен­ской гу­бер­нии, Алек­сандр Ви­кен­ти­е­вич был ка­то­ли­ком, а его су­пру­га – пра­во­слав­ной; мла­де­нец был кре­щен в Кре­сто­воз­дви­жен­ской пра­во­слав­ной церк­ви в го­ро­де Ор­ле с име­нем Кон­стан­тин. Алек­сандр Ви­кен­ти­е­вич ско­ро скон­чал­ся, и его су­пру­га вы­шла за­муж за стат­ско­го со­вет­ни­ка Ру­па­со­ва, вла­дель­ца име­ния Глин­ки при стан­ции Жу­ков­ка Ри­го-Ор­лов­ской же­лез­ной до­ро­ги. Се­мья впо­след­ствии пе­ре­еха­ла по ме­сту служ­бы от­чи­ма в Таш­кент, и Кон­стан­тин, на­чав учить­ся в 1883 го­ду в Таш­кент­ской гим­на­зии, из-за пе­ре­ез­да се­мьи окон­чил в 1892 го­ду Ор­лов­скую гим­на­зию и по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­ский уни­вер­си­тет, где учил­ся сра­зу на двух фа­куль­те­тах – на есте­ствен­ном от­де­ле­нии физи­ко-ма­те­ма­ти­че­ско­го и на юри­ди­че­ском. Бу­дучи сту­ден­том, Кон­стан­тин же­нил­ся на де­ви­це На­деж­де, до­че­ри свя­щен­ни­ка Пав­ла Ни­ко­ла­е­ви­ча Яго­дов­ско­го, слу­жив­ше­го в церк­ви Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в се­ле Ко­ма­ров­ка Борз­нян­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии. В 1893 го­ду Кон­стан­тин был ко­ман­ди­ро­ван Санкт-Пе­тер­бург­ским об­ще­ством есте­ство­ис­пы­та­те­лей на Со­ло­вец­кую био­ло­ги­че­скую стан­цию, то­гда же он по­се­тил с на­уч­ны­ми це­ля­ми Гер­ма­нию, Да­нию, Шве­цию и Нор­ве­гию.
В уни­вер­си­те­те мо­ло­дой че­ло­век увлек­ся на­род­ни­че­ски­ми со­ци­а­ли­сти­че­ски­ми иде­я­ми, по­чти це­ли­ком за­хва­тив­ши­ми то­гда уча­щу­ю­ся мо­ло­дежь. Он за­вел зна­ком­ство с ра­бо­чи­ми брян­ско­го за­во­да и ре­мес­лен­ни­ка­ми в Ор­ле.

В 1894 го­ду Кон­стан­тин Ми­ня­тов был при­вле­чен к след­ствию по де­лу «Пар­тии на­род­но­го пра­ва», ор­га­ни­зо­ван­ной в 1893 го­ду в Са­ра­то­ве, но уже в 1894 го­ду из-за вме­ша­тель­ства по­ли­ции пре­кра­тив­шей сво­ей су­ще­ство­ва­ние. В 1895 го­ду он был от­чис­лен из Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та, но про­дол­жил слу­ша­ние лек­ций с осе­ни 1895 го­да по вес­ну 1896 го­да в Ка­зан­ском уни­вер­си­те­те. В 1895 го­ду по­ли­ция уста­но­ви­ла за ним неглас­ный над­зор. В 1896 го­ду Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич вы­ехал в свое име­ние, где на его сред­ства был при­об­ре­тен ро­та­тор и от­пе­ча­та­ны две бро­шю­ры и воз­зва­ния к мос­ков­ским ра­бо­чим. В но­яб­ре 1897 го­да он вы­ехал в Гер­ма­нию и по­се­лил­ся в Бер­лине. В ночь на 12 де­каб­ря 1897 го­да по­ли­ция про­из­ве­ла обыск у су­пру­ги Кон­стан­ти­на Алек­сан­дро­ви­ча, На­деж­ды, по де­лу «О мос­ков­ском ра­бо­чем со­ю­зе». Вы­зван­ная на до­прос, На­деж­да Пав­лов­на ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла. По­сле обыс­ка и до­про­са она уеха­ла на ро­ди­ну, по­се­лив­шись в до­ме от­ца свя­щен­ни­ка в Ко­ма­ров­ке, и бы­ла по­став­ле­на под над­зор по­ли­ции.
26 де­каб­ря 1898 го­да На­деж­да Пав­лов­на вы­еха­ла вме­сте с детьми к му­жу в Бер­лин. В 1899 го­ду она бы­ла под­чи­не­на «глас­но­му над­зо­ру по­ли­ции на два го­да с пра­вом про­жи­ва­ния вне сто­лиц, сто­лич­ных гу­бер­ний и уни­вер­си­тет­ских го­ро­дов». С это­го вре­ме­ни она бы­ла вме­сте с му­жем объ­яв­ле­на в ро­зыск и как толь­ко 24 мар­та 1900 го­да въе­ха­ла в пре­де­лы Рос­сии, то бы­ла тут же за­дер­жа­на и пре­про­вож­де­на к от­цу свя­щен­ни­ку в се­ло Ко­ма­ров­ку.
 Ока­зав­шись в Гер­ма­нии и вспом­нив свою же­ну и те­стя-свя­щен­ни­ка Пав­ла Яго­дов­ско­го и то, чем жи­вет рус­ский на­род и на­сколь­ко для него важ­но пра­во­сла­вие, Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич как буд­то оч­нул­ся и, при­дя по­доб­но блуд­но­му сы­ну в се­бя, стал ре­гу­ляр­но по­се­щать по­соль­скую цер­ковь в Бер­лине, на­сто­я­те­лем ко­то­рой был то­гда вы­да­ю­щий­ся пас­тырь про­то­и­е­рей Алек­сий Маль­цев. 
В сен­тяб­ре 1900 го­да Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич на­пра­вил пись­мо то­ва­ри­щу ми­ни­стра внут­рен­них дел кня­зю Свя­то­полк-Мир­ско­му с прось­бой, чтобы «по воз­вра­ще­нии в Рос­сию быть су­ди­мым не ис­клю­чи­тель­но на ос­но­ва­нии лишь уже пе­ре­жи­тых увле­че­ний». Эта прось­ба бы­ла под­креп­ле­на хо­да­тай­ства­ми обер-про­ку­ро­ра Свя­тей­ше­го Си­но­да Кон­стан­ти­на По­бе­до­нос­це­ва и на­сто­я­те­ля по­соль­ской церк­ви про­то­и­е­рея Алек­сия Маль­це­ва, что да­ва­ло неко­то­рую на­деж­ду на бла­го­при­ят­ный ис­ход. 22 сен­тяб­ря 1900 го­да при въез­де в Рос­сию Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич был аре­сто­ван и 23-го и 25 сен­тяб­ря до­про­шен.
По­сле до­про­сов он был осво­бож­ден и в жан­дарм­ском от­де­ле­нии.
В ок­тяб­ре 1900 го­да Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич по­дал про­ше­ние ми­ни­стру на­род­но­го про­све­ще­ния с прось­бой раз­ре­шить окон­чить в Рос­сии об­ра­зо­ва­ние ему бы­ло раз­ре­ше­но вер­нуть­ся в Моск­ву. Кон­стан­ти­ну Алек­сан­дро­ви­чу раз­ре­ше­но бы­ло окон­чить Юрьев­ский уни­вер­си­тет. В 1902 го­ду На­деж­да Пав­лов­на бы­ла «осво­бож­де­на от глас­но­го над­зо­ра по­ли­ции».
Окон­чив уни­вер­си­тет, Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич по­се­лил­ся в Москве, за­няв долж­ность при­сяж­но­го по­ве­рен­но­го. По­сле пе­ре­жи­тых ис­пы­та­ний и пе­ре­осмыс­ле­ния про­шлой жиз­ни, он стал глу­бо­ко цер­ков­ным че­ло­ве­ком. 
Ле­том 1917 го. Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич пе­ре­ехал вме­сте с се­мьей в Тю­мень. По­сле при­хо­да к вла­сти боль­ше­ви­ков он был убит за то, что во­шел в со­став цер­ков­ной де­ле­га­ции для пе­ре­го­во­ров с боль­ше­ви­ка­ми об усло­ви­ях осво­бож­де­ния из за­клю­че­ния ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля и хри­сти­ан­ско­го ис­по­вед­ни­ка епи­ско­па То­боль­ско­го и Си­бир­ско­го Гер­мо­ге­на.

Орловский церковный календарь. 29 июня. Прп. Моисей Оптинский. Подвизался в Брянском Свенском монастыре и Белобережской пустыни

Пре­по­доб­ный Мо­и­сей Оп­тин­ский, в ми­ру Ти­мо­фей Ива­но­вич Пу­ти­лов, ро­дил­ся в го­ро­де Бо­ри­со­глеб­ске Яро­слав­ской гу­бер­нии. Его млад­ший брат, то­же оп­тин­ский ста­рец, игу­мен Ан­то­ний, в кон­це сво­ей жиз­ни пи­сал ав­то­био­гра­фию «Ке­лей­ная за­пис­ка». Из его за­пи­сей мож­но по­зна­ко­мить­ся с се­мьёй Пу­ти­ло­вых «из пер­вых рук».

Ро­ди­те­ли бра­тьев бы­ли лю­ди пра­во­слав­ные и бла­го­че­сти­вые, ку­пе­че­ско­го зва­ния: Иван Гри­горь­е­вич и Ан­на Ива­нов­на. Отец его ра­но остал­ся си­ро­той и как-то, горь­ко опла­ки­вая свою си­рот­скую до­лю, мо­лил­ся Гос­по­ду со сле­за­ми, про­сил о по­мо­щи, вра­зум­ле­нии и уте­ше­нии. По его рас­ска­зу, по­сле этой сми­рен­ной и слез­ной мо­лит­вы он стал бла­го­душ­нее пе­ре­но­сить свой си­рот­ский жре­бий, упо­вая на ми­лость Бо­жию.

По­сле это­го отец ра­бо­тал сбор­щи­ком на­ло­гов у хо­зя­и­на-от­куп­щи­ка, и чест­ность его бы­ла так оче­вид­на, что хо­зя­е­ва по­сте­пен­но по­вы­ша­ли ему пла­ту от двух­сот руб­лей в год до ты­ся­чи двух­сот спу­стя несколь­ко лет, ко­гда Иван Гри­горь­е­вич об­за­вёл­ся се­мьёй. Отец стро­го со­блю­дал по­сты и неопу­сти­тель­но по­се­щал храм Бо­жий, пел на кли­ро­се, был очень умён и на­чи­тан, осо­бен­но лю­бил чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, цер­ков­ную ис­то­рию, жи­тия свя­тых и ис­то­ри­че­ские кни­ги. Де­тей вос­пи­ты­вал стро­го, сам учил гра­мо­те, чте­нию, пись­му. В учи­ли­ще ни од­но­го сы­на не от­дал, опа­са­ясь, чтобы не бы­ло дур­но­го вли­я­ния на де­тей со сто­ро­ны то­ва­ри­щей или по недо­смот­ру учи­те­ля.

Мать, Ан­на Ива­нов­на, бы­ла бо­го­лю­би­ва, ми­ло­сти­ва к ни­щим и бед­ня­кам, сми­рен­на, усерд­на к мо­лит­ве. Де­ти её вспо­ми­на­ли, как ча­сто их мать по но­чам мо­ли­лась Бо­гу. С се­ми­лет­не­го воз­рас­та она по­чти еже­днев­но хо­ди­ла к обедне в мо­на­стырь, в ко­то­ром жил её род­ной де­душ­ка, иеро­дья­кон, ста­рец ма­сти­тых лет. Ко­гда она при­но­си­ла го­сти­нец де­душ­ке, он каж­дый раз го­во­рил ей о со­кро­ви­ще. Ко­гда она спра­ши­ва­ла: «Где же со­кро­ви­ще? Ибо у вас в ке­ллии нет и сун­дуч­ка», ста­рец от­ве­чал, что это со­кро­ви­ще ле­жит под пре­сто­лом Бо­жи­им. Мо­жет быть, свя­той ста­рец преду­га­ды­вал её счаст­ли­вую се­мей­ную жизнь и то, что три её сы­на бу­дут в мо­на­ше­ском чине на­сто­я­те­ля­ми и на­став­ни­ка­ми?

Ти­мо­фей был тре­тьим из де­ся­ти де­тей Пу­ти­ло­вых. По­лу­чив стро­гое, по­чти мо­на­ше­ское вос­пи­та­ние, сы­но­вья этой се­мьи стре­ми­лись к мо­на­ше­ской жиз­ни, к ду­хов­но­му ро­сту. Ко­гда Ти­мо­фею ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет, его вме­сте с че­тыр­на­дца­ти­лет­ним бра­том Ионою от­пра­ви­ли на служ­бу в Моск­ву к от­куп­щи­ку Кар­пы­ше­ву.

Здесь, в Москве, бы­ло мно­го ду­хов­ных свя­тынь, мож­но бы­ло до­стать боль­ше ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры, и Ти­мо­фей да­же в лав­ке не рас­ста­вал­ся с ду­хов­ны­ми кни­га­ми, от­кла­ды­вая их толь­ко с при­хо­дом по­ку­па­те­лей. Бра­тья по­зна­ко­ми­лись с ис­тин­но ду­хов­ны­ми людь­ми то­го вре­ме­ни: мо­на­хи­ней До­си­фе­ей (по пре­да­нию, из­вест­ной княж­ной Та­ра­ка­но­вой), стар­ца­ми Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря Алек­сан­дром и Фила­ре­том, ко­то­рые на­хо­ди­лись в ду­хов­ном об­ще­нии с ве­ли­ким стар­цем Па­и­си­ем Ве­лич­ков­ским.

Бра­тья окон­ча­тель­но утвер­ди­лись в же­ла­нии мо­на­ше­ской жиз­ни. Их стар­шая сест­ра, Ани­сия, меч­та­ла о мо­на­ше­стве, но по же­ла­нию от­ца вы­шла за­муж и вско­ре умер­ла. Муж её ушёл в мо­на­стырь, в Са­ров­скую пу­стынь. Ко­гда бра­тья узна­ли об этом, они ре­ши­ли то­же по­ехать в Са­ров. Ти­мо­фею бы­ло 22 го­да, Ионе 18 лет. Опа­са­ясь, что отец не даст им со­гла­сия на мо­на­ше­ство, бра­тья на­пи­са­ли ему пись­мо, в ко­то­ром объ­яс­ня­ли, что от хо­зя­ев ото­шли за невоз­мож­но­стью жить у них и что есть у них на при­ме­те дру­гой Хо­зя­ин, Ко­то­ро­му они да­ли сло­во по­сту­пить в услу­же­ние. Уже из Са­ро­ва они на­пи­са­ли от­цу от­кро­вен­но о сво­ём на­ме­ре­нии. Отец раз­гне­вал­ся и при­ка­зал сы­но­вьям немед­лен­но воз­вра­щать­ся до­мой, но они не по­ка­зы­ва­лись ему два с по­ло­ви­ной го­да.

За это вре­мя Иван Гри­горь­е­вич раз­бо­лел­ся и, ко­гда Ти­мо­фей при­е­хал к от­цу про­сить про­ще­ния, от­пу­стил сы­на в мо­на­стырь. А через год, по­сле уго­во­ров, от­пу­стил с ним Иону. Де­ти очень по­чи­та­ли сво­е­го от­ца и позд­нее, по­сле смер­ти ро­ди­те­ля, на его про­стом мра­мор­ном па­мят­ни­ке у ал­та­ря церк­ви Всех Свя­тых, на­пи­са­ли, что па­мят­ник сей воз­двиг­ли «Пу­ти­ло­ва де­ти: Мо­и­сей, игу­мен Оп­ти­ной Пу­сты­ни, Ис­а­ия, игу­мен Са­ров­ской Пу­сты­ни, Ан­то­ний, игу­мен Ма­ло­я­ро­сла­вец­ко­го Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря».

В Са­ро­ве бра­тья встре­ти­лись с ве­ли­ки­ми стар­ца­ми: уже трид­цать семь лет жил там пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский, схи­мо­нах Марк, про­хо­див­ший по­двиг юрод­ства, игу­мен На­за­рий, вос­ста­но­ви­тель Ва­ла­а­ма. Во вре­мя трёх­лет­не­го пре­бы­ва­ния в Са­ро­ве Ти­мо­фей поль­зо­вал­ся на­став­ле­ни­я­ми ду­хо­нос­ных стар­цев. Он имел тя­жё­лое по­слу­ша­ние в хлебне, а по­том хо­дил за боль­ным стро­и­те­лем от­цом Ис­а­и­ей.

За­тем брат остал­ся в Са­ро­ве и впо­след­ствии стал Са­ров­ским игу­ме­ном. Ти­мо­фей же по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свен­ский Успен­ский мо­на­стырь Ор­лов­ской епар­хии. Ве­ро­ят­но, его при­вле­ка­ла бли­зость рос­лавль­ских и брян­ских ле­сов, где в то вре­мя спа­са­лось мно­го пу­стын­но­жи­те­лей. К ним в 1811 го­ду и при­со­еди­нил­ся Ти­мо­фей. Бы­ло ему в ту по­ру 29 лет.

Здесь Ти­мо­фей про­вёл де­сять лет, здесь был по­стри­жен стар­цем Афа­на­си­ем, уче­ни­ком ве­ли­ко­го Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го, в мо­на­хи, с име­нем Мо­и­сея, в честь пре­по­доб­но­го Мо­и­сея Му­ри­на. 

В 1812 го­ду из-за на­ше­ствия фран­цу­зов от­шель­ни­ки по­ки­ну­ли пу­стынь, отец Мо­и­сей уез­жал в Свенск и Бе­лые Бе­ре­га, а по­том опять вер­нул­ся в пу­стынь. В 1816 го­ду к нему при­е­хал под­рос­ший млад­ший брат Алек­сандр, чтобы раз­де­лить с ним его жизнь мо­на­ха и пу­стын­ни­ка. Через че­ты­ре го­да ис­пы­та­ния Алек­сандра по­стриг­ли в мо­на­хи с име­нем Ан­то­ния и по­ру­чи­ли ру­ко­вод­ству стар­ше­го бра­та, от­ца Мо­и­сея, к ко­то­ро­му отец Ан­то­ний и со­хра­нял по­слу­ша­ние всю жизнь.

В 1820 го­ду, в воз­расте трид­ца­ти вось­ми лет, отец Мо­и­сей про­ез­дом по­бы­вал в Оп­ти­ной пу­сты­ни и был пред­став­лен Ка­луж­ско­му ар­хи­пас­ты­рю, прео­свя­щен­но­му Фила­ре­ту. Этот зна­ме­ни­тый по­движ­ник всей ду­шой с юно­сти лю­бил мо­на­ше­ство. Ди­кий сос­но­вый бор, окру­жа­ю­щий Оп­ти­ну пу­стынь, на­вёл его на мысль устро­ить при Оп­ти­ной скит. Он слы­хал о рос­лавль­ских пу­стын­ни­ках и имен­но им же­лал по­ру­чить устрой­ство ски­та. Зна­ком­ство с от­цом Мо­и­се­ем утвер­ди­ло его в этом на­ме­ре­нии. По­сле пе­ре­пис­ки и при­гла­ше­ния пре­по­доб­ный Мо­и­сей с бра­том, пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем, и ещё дву­мя мо­на­ха­ми при­бы­ли в Оп­ти­ну и по­ме­сти­лись на мо­на­стыр­ской па­се­ке.

С ве­ли­ким тру­дом но­во­при­быв­шие пу­стын­ни­ки долж­ны бы­ли очи­стить ме­сто от сос­но­вых мно­го­ве­ко­вых де­ре­вьев. Из сруб­лен­но­го ле­са по­стро­и­ли неболь­шую ке­лью, ого­ро­ди­ли за­бо­ром, по­ста­ви­ли цер­ковь в честь Иоан­на Пред­те­чи. Отец Мо­и­сей по­ехал за сбо­ром в Моск­ву и вер­нул­ся в по­воз­ке, столь на­гру­жен­ной, что ему са­мо­му ме­ста по­чти не оста­ва­лось.

В 1822 го­ду храм был освя­щён. Прео­свя­щен­ный Фила­рет при­е­хал в Оп­ти­ну, и отец Мо­и­сей про­сил у него раз­ре­ше­ния по­стричь­ся в схи­му. Но прео­свя­щен­ный ви­дел, ка­кие да­ры скры­ва­ют­ся в бу­ду­щем стар­це, и в от­вет пред­ло­жил ему свя­щен­ство. Отец Мо­и­сей по сми­ре­нию от­ка­зы­вал­ся, но, на­ко­нец, был убеж­дён и в 1822 го­ду, в воз­расте со­ро­ка лет, был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­хи и опре­де­лён ду­хов­ни­ком Оп­ти­ной. А через три го­да пре­по­доб­но­го Мо­и­сея из­би­ра­ют на­сто­я­те­лем Оп­ти­ной.

Трид­цать семь лет про­дол­жа­лось на­сто­я­тель­ство пре­по­доб­но­го Мо­и­сея Оп­тин­ско­го.

Пра­вед­ная кон­чи­на пре­по­доб­но­го стар­ца Мо­и­сея на­сту­пи­ла в 1862 го­ду, на 81-м го­ду его зем­ной жиз­ни. Бы­ли яв­ле­ны и его нетлен­ные чест­ные мо­щи. При за­хо­ро­не­нии но­во­пре­став­лен­но­го пре­по­доб­но­го Ан­то­ния раз­ло­ма­ли склеп и об­на­ру­жи­ли гроб пре­по­доб­но­го Мо­и­сея со­вер­шен­но как но­вый, несмот­ря на сы­рость грун­та. При­от­крыв гроб, уви­де­ли, что те­ло его оста­лось нетлен­ным. В 1996 го­ду он был при­чис­лен к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых Оп­ти­ной пу­сты­ни, а в ав­гу­сте 2000 го­да – Юби­лей­ным Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви про­слав­лен для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния. Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Мо­и­сея по­ко­ят­ся в Ка­зан­ском хра­ме ря­дом с мо­ща­ми его бра­та, игу­ме­на Ан­то­ния.

Орловский церковный календарь. 29 июня. Память прп. Тихон Карачевский. Основал Тихонову пустынь в Карачеве

Преподобный Тихон подвизался близ города Карачева во второй половине XVI — начале XVII века. Им был основан за рекой Снежетью Воскресенский монастырь, называемый Тихоновой Пустынью. Время основания обители неизвестно, но известно, что в 1585 году ею управлял уже игумен Захарий.
Преподобный жил на столпе, в небольшой круглой келлии, возвышавшейся над вторым этажом деревянного монастырского храма. С этого столпа ему хорошо были видны окрестности, и он ударами в вестовой колокол предупреждал горожан о набегах крымских татар.
Преподобный Тихон был погребен в основанной им обители, в склепе под спудом. Память его чтится местно 16/29 июня, вместе с памятью Святителя Тихона Амафунтского. В этот день из Карачевского городского собора и других храмов города в Воскресенский монастырь совершался Крестный ход, чтобы почтить память основателя обители, в Карачев приходили богомольцы из отдаленных мест. После Крестного хода в городе устраивалась девятидневная ярмарка.
В 1614-1615 годах Воскресенский монастырь был дотла выжжен и разорен польско-литовскими отрядами. В 1625 году обитель возродилась. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший монастырь в 1654 году, писал, что храм в честь Воскресения Словущего в то время был из кедрового дерева, с высокой колокольней и галереей.
В 1697 году на средства царевны Татьяны Михайловны вместо обветшавшего деревянного храма был построен двухэтажный каменный. Верхний ярус — в честь Воскресения Словущего, нижний — в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Святителя Тихона Амафунтского. В этом приделе находился склеп с гробницей над местом погребения Преподобного Тихона. В 1760-х годах вместо придела нижнего яруса был сооружен каменный притвор. В склепе хранилась икона Святого в полный рост.
Обитель неоднократно разорялась, а в 1764 году была упразднена. В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение. После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт. В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии. В храме был устроен склад селитры.
В начале 1990-х годов храм был отреставрирован. Богослужение в нем возобновилось с 1998 года. По-прежнему здесь почитается память прп. Тихона, вновь написана его икона — вместо древней, утраченной в годы войны. По ходатайству Преосвященного Феофилакта, епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Карачевский Воскресенский монастырь был возрожден.

Орловский церковный календарь. 4 июля. Прп. Георгий (Лавров). Уроженец Елецкого уезда

Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Ге­ор­гий ро­дил­ся 28 фев­ра­ля 1868 го­да в де­ревне Ка­си­мов­ка Лам­ской во­ло­сти Елец­ко­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии (ныне тер­ри­то­рия Во­ро­неж­ской и Ли­пец­кой епар­хий) в кре­стьян­ской се­мье и был на­ре­чен Ге­ра­си­мом. От­ца его зва­ли Ди­мит­ри­ем Аб­ра­мо­ви­чем, мать — Фек­лой Ар­хип­пов­ной, стар­ших бра­тьев — Алек­се­ем и Пет­ром. Се­мья бы­ла неболь­шо­го до­стат­ка, де­нег на обу­че­ние не хва­та­ло, и Ге­ра­сим за­кон­чил толь­ко три клас­са сель­ской шко­лы. Од­на­жды, ко­гда ему бы­ло 12 лет, он с ро­ди­те­ля­ми при­е­хал на Бо­го­мо­лье в Оп­ти­ну пу­стынь и по­до­шёл под бла­го­сло­ве­ние к стар­цу Ам­вро­сию. Ста­рец об­нял его за го­ло­ву, бла­го­сло­вил и ска­зал, что ему сле­ду­ет оста­вать­ся здесь. Но толь­ко с 1898 го­да, по­сле кон­чи­ны от­ца, Ге­ра­сим стал по­слуш­ни­ком Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни, где в 1899 го­ду был по­стри­жен с име­нем Ге­ор­гий, и в 1902 го­ду ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Из­вест­но о его раз­но­гла­си­ях в во­про­сах управ­ле­ния ски­том со ски­то­на­чаль­ни­ком стар­цем Вар­со­но­фи­ем (Пли­хан­ко­вым), что вы­зва­ло в Оп­ти­ной раз­де­ле­ние в сре­де мо­на­хов — со­бы­тие до­се­ле там неслы­хан­ное.

С 1915-го по 1918-й го­ды отец Ге­ор­гий был на­сто­я­те­лем Ге­ор­ги­ев­ско­го мо­на­сты­ря в го­роде Ме­щовске Ка­луж­ской гу­бер­нии.

По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря в де­каб­ре 1918 го­да, ба­тюш­ка был об­ви­нён в «тай­ном за­го­во­ре» и «хра­не­нии ору­жия». Из Ме­щов­ской тюрь­мы ба­тюш­ку вме­сте с груп­пой аре­сто­ван­ных по­вез­ли в тюрь­му Ка­лу­ги, где их долж­ны бы­ли рас­стре­лять. Пе­ред этим от­цу Ге­ор­гию бы­ло чу­дес­ное ви­де­ние, по­сле ко­то­ро­го он уте­шил всех аре­сто­ван­ных, ска­зав, что они оста­нут­ся жи­вы. И, дей­стви­тель­но, их ва­гон по­че­му-то при­це­пи­ли к дру­го­му по­ез­ду, иду­ще­му в Моск­ву. По при­бы­тии в Моск­ву аре­сто­ван­ных по­ме­сти­ли в Та­ган­скую тюрь­му Моск­вы. По­ка про­из­во­ди­лось до­зна­ние, в 1919 го­ду вы­шла ам­ни­стия и рас­стрел был за­ме­нён пя­тью го­да­ми за­клю­че­ния.

До 1921 го­да ба­тюш­ка на­хо­дил­ся в оди­ноч­ной ка­ме­ре. В тюрь­ме он пе­ре­нёс опе­ра­ции. Тю­рем­ный док­тор Жи­жи­лен­ко (бу­ду­щий тай­ный епи­скоп Мак­сим) обу­чил его ме­ди­цин­ским на­вы­кам, и ста­рец был по­став­лен на долж­ность са­ни­та­ра, бла­го­да­ря че­му имел до­ступ к са­мым раз­ным лю­дям, в том чис­ле и в ка­ме­ры смерт­ни­ков. Ба­тюш­ка ис­по­ве­до­вал и при­ча­щал же­ла­ю­щих, ста­рал­ся всех уте­шить и обод­рить. Ино­гда он со сле­за­ми уго­ва­ри­вал уми­ра­ю­щих ис­по­ве­дать­ся, ес­ли ви­дел, что че­ло­век ухо­дит из этой жиз­ни озлоб­лен­ным.

В Та­ган­ской тюрь­ме он по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние на стар­че­ство от мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва). Из тюрь­мы отец Ге­ор­гий был взят «на по­ру­ки» бу­ду­щим свя­щен­но­му­че­ни­ком Вла­ды­кой Фе­о­до­ром (Поз­де­ев­ским), ко­то­рый предо­ста­вил ему воз­мож­ность про­жи­ва­ния и слу­же­ния в воз­глав­ля­е­мом им Свя­то-Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. Там ба­тюш­ка при­ни­мал мно­же­ство лю­дей в ке­лье при вхо­де в По­кров­скую цер­ковь. Хо­тя он был ма­ло­об­ра­зо­ван­ным, к нему шла ин­тел­ли­ген­ция, мо­ло­дёжь. «Зо­лот­це, зо­ло­той мой, де­точ­ка» — так он об­ра­щал­ся к лю­дям. Ста­рец имел дар раз­ли­чать ду­шев­ные и ду­хов­ные бо­лез­ни. У него ча­сто бы­вал Твер­ской ар­хи­епи­скоп Фад­дей (Успен­ский, па­мять 18 де­каб­ря).

Во вре­мя раз­но­гла­сий, воз­ник­ших из-за де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия, отец Ге­ор­гий убеж­дал бра­тию не вно­сить но­вых раз­де­ле­ний в Цер­ковь и остал­ся на сто­роне За­ме­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля.

В мае 1928 го­да ба­тюш­ку аре­сто­ва­ли во вто­рой раз. Он был об­ви­нён в том, что «иг­рал роль стар­ца в чер­но­со­тен­ном мо­на­сты­ре, вёл ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду сре­ди об­слу­жи­ва­е­мо­го кон­тин­ген­та».

Ба­тюш­ку при­го­во­ри­ли к трём го­дам ссыл­ки в по­сё­лок Ка­ра-Тю­бе Ураль­ской об­ла­сти (ныне Ка­зах­стан). Там он жил в тя­жё­лых усло­ви­ях, но уте­шал­ся со­вер­ше­ни­ем Ли­тур­гии в сво­ей хи­жин­ке. В ссыл­ке ба­тюш­ка за­бо­лел ра­ком гор­та­ни.

По­сле осво­бож­де­ния ста­рец по­се­лил­ся в Ниж­нем Нов­го­ро­де. С тру­дом уда­лось ду­хов­ным ча­дам най­ти для него ком­нат­ку. 21 июня (4 июля н. ст.) 1932 го­да по­сле при­ча­ще­ния Свя­тых Та­ин отец Ге­ор­гий скон­чал­ся и был по­гре­бён на мест­ном Буг­ров­ском клад­би­ще.

В ок­тяб­ре 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны свя­тые мо­щи стар­ца, ко­то­рые пе­ре­вез­ли в Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь в Москве.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Орловский церковный календарь. 13 июля. Память (день смерти) прот. Сергия Булгакова. Уроженец Ливен

Свящ. Сергий Булгаков. Фотография. 20-е гг. ХХ в.Родился в Ливнах в семье священника (пять поколений священства). Первоначальное образование получил в ливенском ДУ (1881-1884), затем учился в орловской ДС. В 1888 г. в результате кризиса личной веры оставил семинарию и перешел в гимназию в г. Ельце. В 1890-1894 гг. Б.- студент юридического фак-та Московского ун-та, по окончании к-рого, по рекомендации проф. А. И. Чупрова, оставлен при факультете для подготовки к «профессорскому званию» (по кафедре политической экономии и статистики); с 1895 г.- преподаватель политической экономии в Московском техническом уч-ще. 1898-1900 гг.- командировка в Берлин с краткими выездами в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию. В Германии Б. вошел в круг герм. социал-демократов (А. Бебель, К. Каутский, Э. Бернштейн, В. Адлер и др.), в Женеве познакомился с Г. В. Плехановым. В 1901 г. Б. с семьей переехал в Киев, где был избран на должность экстраординарного профессора по кафедре политической экономии Киевского политехнического ин-та и приват-доцента Киевского ун-та св. Владимира. Деятельность Булгакова в киевский период была активной и многогранной: помимо преподавания он принимает участие в создании (1902-1903) и деятельности (с авг. 1903) «Союза освобождения». В 1906 г. Булгаков переезжает в Москву, где становится профессором политической экономии Московского коммерческого ин-та и приват-доцентом Московского ун-та. В том же году участвует в выборах во II Государственную думу как беспартийный «христианский социалист» от Орловской губернии. Однако столкновение с реальной политикой (революцией и парламентской деятельностью) принесло горечь разочарования. 

Особую роль в духовной эволюции Булгакова сыграло сближение со свящ. П. Флоренским.

В 1917 г. он входит как представитель от Таврической епархии в состав специальной подкомиссии Девятого отдела Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. под председательством архиеп. Полтавского Феофана (Быстрова). Доклад Булгакова на заседании подкомиссии зачитан не был, но именно это послужило толчком к созданию «Философии имени».

Был активным участником Поместного Собора и человеком, близким к новоизбранному Патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Белавину) (был автором Патриаршего послания о вступлении на престол), выступил - в рамках Собора - с докладами, посвященными изменениям в отношениях между Церковью и гос-вом.10 июня еп. Волоколамский Феодор (Поздеевский) в Даниловом мон-ре в Москве совершил рукоположение Булгакова во диакона, а 11 июня в присутствии свящ. П. Флоренского, Новосёлова, Вяч. Иванова, М. О. Гершензона, Бердяева, Е. Н. Трубецкого, Рачинского, Л. И. Шестова, Глинки-Волжского и др.- во иерея. Это событие было последним значимым в московский период жизни Б.: через 2 недели он покидает Москву навсегда.

Эмиграция - самый длительный (1923-1944) и самый интеллектуально-насыщенный при всей своей внешней статичности период в жизни Б. После непродолжительных странствий (К-поль - Прага) о. Сергий занимал кафедру церковного права и богословия на юридическом фак-те Русского научного ин-та в Праге (весна 1923 - лето 1925). В июле 1925 г. Б. переезжает в Париж, где занимает в статусе профессора кафедру догматического богословия новооткрывшегося Православного богословского ин-та прп. Сергия. С 1931 г. Б.- инспектор ин-та (после митр. Вениамина (Федченкова)), с 1940 г.- его декан; в 1943 г. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Как общественно-церковный деятель Б. включился в процесс создания и развития Русского студенческого христианского движения .

О. Сергий скончался после тяжелой болезни. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Орловский церковный календарь. 29 июля. Прмч. Феодор (Никитин). Уроженец Орловской губернии

Преподобномученик Феодор родился 19 сентября 1877 года (по другим источникам в 1873 году) году в крестьянской семье Василия Григорьевича Никитина в селе Солдатском Орловской губернии (совр. Тербунский район Липецкой области). Семья Никитиных славилась на селе своей религиозностью, поэтому было неудивительно, что Федор Никитин избрал для себя монашеский путь и в 1907 году поступил послушником в Задонский мужской монастырь, где принял монашеский постриг. Согласно показаниям свидетеля в следственном деле, отец Феодор «заведывал всеми экономиями монастыря». В 1916 году его отправили на Первую мировую войну. После возвращения с войны, ввиду разорения обители, жил на родине – в селе Солдатском. Занимался хлебопашеством вместе со своими родными. В 1923 году был лишен избирательных прав. Отец Феодор вместе со своими родными по религиозным убеждениям не вступали в колхоз, а занимались крестьянским трудом как единоличники. Был осужден в 1928 году и отбывал наказание в течение года. Весной 1930 года его хозяйство, совместное с зятем Харитоновым, было конфисковано как «кулацкое», из своего дома отец Феодор был выселен и постоянного места жительства не имел. Весной 1931 года за свое антисоветское настроение инок Федор вместе со своими родными был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь в Сибири. Виновным себя не признал.В 1931 го­ду инок Фе­о­дор был при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь в Си­би­ри, от­ку­да был до­сроч­но осво­бож­ден по со­сто­я­нию здо­ро­вья и от­прав­лен в адми­ни­стра­тив­ную ссыл­ку в се­ло Кол­ба­ны Гряз­ну­хин­ско­го рай­о­на За­пад­но­си­бир­ско­го края. Здесь он ра­бо­тал в хра­ме сто­ро­жем. 17 но­яб­ря 1936 го­да инок Фе­о­дор был аре­сто­ван. 
3 июля 1937 го­да Ста­лин под­пи­сал рас­по­ря­же­ние о мас­со­вых рас­стре­лах и о про­ве­де­нии дел при­го­ва­ри­ва­е­мых к рас­стре­лу адми­ни­стра­тив­ным по­ряд­ком через Трой­ки. 25 июля 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ино­ка Фе­о­до­ра (Ни­ки­ти­на) к рас­стре­лу. Он бы­л рас­стре­ля­н 29 июля 1937 го­да и по­гре­бе­н в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле. Место расстрела и погребения инока Феодора и других казненных вместе с ним остается неизвестным. В ходе следствия арестованных по данному делу перемещали из Бийска в Барнаул, где на территории ранее изъятого у церкви Богородице-Казанского женского монастыря в 1925 году сделали тюрьму № 1 НКВД (сейчас — Следственный изолятор ФБУ ИЗ22/1 УФСИН России по Алтайскому краю). Вероятно, расстрел состоялся там.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил монаха Феодора и пострадавших с ним к лику новомучеников и исповедников Российских.

Деятели Церкви. 2 августа. Память прот. Валентина Амфитеатрова. Уроженец Кромского уезда

протоиерей Валентин Амфитеатров

Родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.

В 1860 году после окончания Духовной семинарии в Москве и Московской духовной академии (1860) Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре – уже в сане протоиерея – его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии.

Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом – настоятелем храма Поливановской учительской семинарии в Подмосковье, с 1874 года – настоятелем Константино-Еленинской церкви, неподалеку от Спасских ворот Кремля, а в 1892 году был назначен настоятелем Кремлевского Архангельского собора.

В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но вынужденный затвор мало что изменил в труднической жизни пастыря:  батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди. Позднее были изданы книги отца Валентина «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском cоборе в 1896–1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет – рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.

В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Осенью 1990 года могила протоиерея Валентина Амфитеатрова, оскверненная в 30-е годы, была восстановлена и освящена настоятелем кладбищенского храма.

Орловский церковный календарь. 13 августа. Память прпмч. Сергия (Шеина). Уроженец Новосильского уезда


Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ше­ин) ро­дил­ся 30 де­каб­ря 1870 го­да в де­ревне Колп­на Но­во­силь­ско­го уз­да Туль­ской гу­бер­нии. Во свя­том Кре­ще­нии был на­зван в честь Свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (празд­ну­ет­ся 1 ян­ва­ря). Он был де­ся­тым ре­бён­ком в се­мье кол­леж­ско­го сек­ре­та­ря Пав­ла Ва­си­лье­ви­ча Ше­и­на и его су­пру­ги На­та­льи Аки­мов­ны.
Дво­рян­ский род Ше­и­ных — бе­ру­щий своё на­ча­ло от Ми­ха­и­ла Пру­ша­ни­на, «му­жа храб­ра и чест­на», вы­ехав­ше­го из По­рус­сии к свя­то­му Ве­ли­ко­му Кня­зю Алек­сан­дру Нев­ско­му (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) — из­древ­ле сла­вен в ис­то­рии на­ше­го го­су­дар­ства, укра­сив­шись име­на­ми мно­гих вер­ных слуг и за­щит­ни­ков ве­ры, Са­мо­дер­жа­вия и Оте­че­ства.
В 1893 го­ду Ва­си­лий Пав­ло­вич окон­чил Учи­ли­ще Пра­во­ве­де­ния и по­сле­до­ва­тель­но за­ни­ма­ет ряд от­вет­ствен­ных ру­ко­во­дя­щих долж­но­стей, со­сто­ит по­мощ­ни­ком статс-сек­ре­та­ря в Пра­ви­тельству­ю­щем Со­ве­те, а в 1913 го­ду от сво­ей род­ной Туль­ской гу­бер­нии из­би­ра­ет­ся в чле­ны Го­судар­ствен­ной Ду­мы IV со­зы­ва, бу­дучи дей­стви­тель­ным стат­ским со­вет­ни­ком. 

В 1917–1918 го­дах он вхо­дит в со­став Сек­ре­та­ри­а­та Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви в ка­че­стве сек­ре­та­ря. Был по­след­ним, при­вет­ство­вав­шим Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на на его из­бра­нии 21 но­яб­ря 1917 го­да. В день па­мя­ти свя­то­го бла­го­вер­но­го Ве­ли­ко­го Кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (30 ав­гу­ста 1920 го­да) Ва­си­лий Пав­ло­вич при­нял по­стриг с име­нем Сер­гий в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го. Вско­ре он при­ни­ма­ет свя­щен­ни­че­ский сан и воз­во­дит­ся в сан ар­хи­манд­ри­та, а в ап­ре­ле 1921 го­да на­зна­ча­ет­ся на долж­ность на­сто­я­те­ля Пет­ро­град­ско­го Пат­ри­ар­ше­го Тро­иц­ко­го по­дво­рья на Фон­тан­ке. Отец Сер­гий нёс так­же долж­ность за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля Прав­ле­ния Цер­ков­но­го Об­ще­ства объ­еди­нён­ных Пет­ро­град­ских Пра­во­слав­ных при­хо­дов.

10 июня 1922 го­да в Пет­ро­гра­де на­чал­ся «об­ви­ни­тель­ный про­цесс по де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей». От­цу Сер­гию, в част­но­сти, вме­ня­лось в ви­ну член­ство в Об­ще­стве Пра­во­слав­ных при­хо­дов. Ви­на его усу­губ­ля­лась так­же «отяг­ча­ю­щи­ми об­сто­я­тель­ства­ми», та­ки­ми как дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние и выс­шее об­ра­зо­ва­ние.

5 июля был огла­шён при­го­вор три­бу­на­ла, по ко­то­ро­му свя­щен­но­му­че­ни­ки мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Ла­дож­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) и вме­сте с ним ар­хи­манд­рит Сер­гий (Ше­ин), ми­ряне Юрий Но­виц­кий и Иван Ков­ша­ров при­го­ва­ри­ва­лись к рас­стре­лу.
В ночь на 31 июля (13 ав­гу­ста н. ст.) 1922 го­да бы­ли рас­стре­ля­ны.
Про­слав­лен но­во­му­че­ник в 1992 го­ду на Ар­хи­ерей­ском со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Орловский церковный календарь. 4 сентября. Память сщмч. Макария (Гневушева) еп. Орловского и Севского

Свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий (Гне­ву­шев), епи­скоп Ор­лов­ский и Сев­ский ро­дил­ся в 1858 го­ду село Репьевка, Ардатовский уезд, Симбирская губерния. Имел выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, слу­жил свя­щен­ни­ком. Он сталь из­ве­стен как ду­хов­ный и на­цио­наль­ный де­я­тель в быт­ность Ки­ев­ским епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром. По­это­му по­сле то­го, как он ов­до­вел, ему пред­ло­жи­ли хи­ро­то­нию.

28 января 1917 назначен на самостоятельную кафедру — епископом Орловским и Севским.

Он почти ежедневно возглавляет Богослужения в Орле и пригородах, его проповеди отличаются глубиной познания истории, любовью к слушающим. Он выступает против обновленческих течений в Церкви, встречается с учителями и учащимися духовных учебных учреждений Орла, организовывает чествование старейших приходских священнослужителей епархии. Много времени уделяет владыка организации духовной жизни в епархии. Владыка благословляет и просит проводить пастырские собрания с привлечением мирян, ведет подготовку для проведения епархиального съезда духовенства, заботится о подготовке к приемным экзаменам в Ливенское и Севское Духовные Училища, систематически через Орловские Епархиальные Ведомости обращается с архипастырскими посланиями.

14 апреля 1917 года Преосвященный Макарий отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ Макарий возвращается в Орел.

6 мая 1917 владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске, а с января 1918 он был переведен в Спасо-Преображенский монастырь г. Вязьмы.
Ле­том 1918 го­да был арестован. 4 сен­тяб­ря 1918 го­да свя­ти­те­ля под Смо­лен­ском расстреляли.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Орловский церковный календарь. 05 сентября. Память сщмч. Иоанна Карабанова. Уроженец Карачевского уезда

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ге­ра­си­мо­во Шаб­лы­кин­ской во­ло­сти Ка­ра­чев­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ка­ра­ба­но­ва. В 1905 го­ду по окон­ча­нии Ка­ра­чев­ской учи­тель­ской се­ми­на­рии Иван Фе­до­ро­вич по­сту­пил на долж­ность на­род­но­го учи­те­ля и был учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим учи­ли­ща ми­ни­стер­ства на­род­но­го про­све­ще­ния в се­ле Зна­мен­ское Бол­хов­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии. В 1915 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван на во­ен­ную служ­бу и слу­жил в 203-м пе­хот­ном пол­ку. 1 ян­ва­ря 1916 го­да Иван Фе­до­ро­вич был от­прав­лен учить­ся в Алек­сан­дров­ское во­ен­ное учи­ли­ще и по окон­ча­нии его, 1 мая 1916 го­да, был на­зна­чен ко­ман­ди­ром взво­да – сна­ча­ла в учеб­ную ко­ман­ду, а за­тем в ка­че­стве ко­ман­ди­ра ро­ты был от­прав­лен на по­зи­ции во­ю­ю­щей ар­мии под го­род Двинск.
Де­мо­би­ли­зо­вав­шись в 1917 го­ду, он вер­нул­ся до­мой и ра­бо­тал учи­те­лем. В 1918 го­ду Иван Фе­до­ро­вич был на­прав­лен в го­род Орел на кур­сы по под­го­тов­ке учи­те­лей в выс­шие на­чаль­ные учи­ли­ща. В 1919 го­ду он был при­зван в Крас­ную ар­мию, в ко­то­рой слу­жил в долж­но­сти ко­ман­ди­ра взво­да и ко­ман­ди­ра ро­ты 2-го ин­же­нер­но­го во­ен­но-ра­бо­че­го ба­та­льо­на в го­ро­дах Ор­ле, Ни­ко­ла­е­ве и Оча­ко­ве. В 1921 го­ду он де­мо­би­ли­зо­вал­ся и сно­ва стал ра­бо­тать учи­те­лем. В 1922 го­ду Иван Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Гнез­ди­ло­во Зна­мен­ской во­ло­сти Ор­лов­ской гу­бер­нии. Через неко­то­рое вре­мя он был на­прав­лен слу­жить в храм в се­ло Хоть­ко­во Шаб­лы­кин­ско­го рай­о­на Ор­лов­ской об­ла­сти.
В кон­це два­дца­тых – на­ча­ле трид­ца­тых го­дов вла­стя­ми бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о за­кры­тии хра­мов под тем пред­ло­гом, что они ме­ша­ют со­зда­нию кол­хо­зов. Объ­яс­няя необ­хо­ди­мость ре­прес­сий, со­труд­ни­ки ОГПУ пи­са­ли: «В Брян­ский опе­ра­тив­ный сек­тор по­сту­пи­ли све­де­ния о том, что в се­ле Хоть­ко­во Шаб­лы­кин­ско­го рай­о­на поп Ка­ра­ба­нов и ку­ла­ки ор­га­ни­зо­ва­ли во­круг се­бя груп­пу из со­ци­аль­но чуж­дых со­вет­ско­му го­су­дар­ству лиц – ку­ла­ков и быв­ших тор­гов­цев и, со­би­ра­ясь в квар­ти­ре по­па, кри­ти­ку­ют про­во­ди­мые ме­ро­при­я­тия со­вет­ской вла­сти и на­ме­ча­ют свои дей­ствия по сры­ву по­след­них, про­во­дя си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Груп­па по­ста­ви­ла се­бе за­да­чей непри­ми­ри­мую борь­бу с “без­бож­ной со­вет­ской вла­стью”, взя­тие под свое вли­я­ние ос­нов­ной ча­сти кре­стьян­ства – се­ред­ня­ков-бед­ня­ков, ис­поль­зуя при этом ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки. Кон­крет­ные фак­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти груп­пи­ров­ки сво­ди­лись к воз­буж­де­нию недо­воль­ства и про­ти­во­дей­ствия про­во­дя­щим­ся ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти, в осо­бен­но­сти по ре­ли­ги­оз­ным во­про­сам».
6 ян­ва­ря 1932 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло от­ца Иоан­на и чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та. 28 фев­ра­ля 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь. Отец Иоанн был от­прав­лен в Тем­ни­ков­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в Мор­до­вии.
В 1937 го­ду бы­ли за­ве­де­ны но­вые де­ла на свя­щен­но­слу­жи­те­лей, на­хо­дя­щих­ся в за­клю­че­нии. 25 ав­гу­ста в по­сел­ке Явас, где рас­по­ла­гал­ся 3-й от­дел Тем­ни­ков­ских ла­ге­рей, со­труд­ни­ка­ми НКВД бы­ла со­став­ле­на справ­ка на от­ца Иоан­на на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей, при­чем сам об­ви­ня­е­мый на до­про­сы не вы­зы­вал­ся, ему уже толь­ко пе­ред рас­стре­лом бы­ло объ­яв­ле­но, к че­му он при­го­во­рен. 30 ав­гу­ста трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Ка­ра­ба­нов был рас­стре­лян 5 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.