Церковное краеведение

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Орловский церковный календарь. Дни памяти святых Орловской земли, праведников (не прославленных в лике святых) и деятелей Церкви

Чтимые святыни

13 июля - Балыкинская икона Божией Матери (Введенский женский монастырь)

15 июля - Ахтырская икона Божией Матери (Ахтырский кафедральный собор)

6 ноября - икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (Богоявленский собор)


3 января – свт. Филарет (Амфитеатров). Уроженец Кромского уезда

8 января – прп. Исаакий II Оптинский. Уроженец Малоархангельского уезда

11 января – прп. Василиск (Гаврилов) Туровский. Подвизался в Брянских лесах

22 января – прп. Иона (Мирошниченко). Был послушником Белобережской пустыни

23 января – свт. Феофан Затворник. Уроженец Елецкого уезда

3 февраля (д.с.) – память прот. Василия Ермакова. Уроженец Болхова

5 февраля (д.с.) - память архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Родился в Орле, в семье мещан, пономарил в Ильинском (Николо-Песковском) храме.

7 февраля – сщмч. Петр (Зверев). В 1902 г. работал преподавателем в Орловской духовной семинарии

3 марта – прп. Феодор (Ушаков) Санаксарский. Подвизался в Площанской пустыни

7 марта – прп. Поликарп Брянский. Основал Спасо-Преображенский монастырь в Брянске

22 марта – прпмц. Наталья Ульянова. Уроженка Ельца

3 апреля (д.р.) – память схимонахини Марии (Стецкой). Уроженка Орловской губернии

5 апреля –исп. Сергий (Сребрянский). Служил в Покровской церкви Черниговского полка

19 апреля – исп. Севастиан Карагандинский (Фомин). Уроженец Орловской губернии (м.б. Елецкого уезда)

22 апреля (д.с.) – память иеромонаха Никона (В.И. Турбина). Уроженец Ливен

5 мая (31 января - д.р.) – день памяти Афанасия Андреевича Сайко

9 мая – священник Иоанн Панков и его сыновья Николай и Петр. Уроженец Брянского уезда. Служил в Болховском уезде

12 мая - прп. Нектарий Оптинский. Уроженец Ельца

13 мая – свт. Игнатий (Брянчанинов). Подвизался в Площанской пустыни

31 мая – прп. Макарий (Глухарев). Настоятельствовал в Болховском Троицком монастыре

7 июня - свт. Иннокентий (Борисов). Уроженец Ельца

11 июня – свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Крымский. В 1927 г. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии

13 июня – прп. Филофей (Лещинский). Был наместником Брянского Свенского монастыря

23 июня – прп. Арефа Верхотурский (Катаргин) Уроженец Малоархангельского уезда

23 июня – свт. Иоанн (Максимович) Тобольский. Был архимандритом Брянского Свенского Успенского монастыря

23 июня – свт. Гавриил (Городков). В 1817 г. был ректором Орловской духовной семинарии и управлял Успенским монастырем

23 июня, 24 октября – сщмч. Иувеналий (Масловский). Уроженец Ливен

29 июня – прп. Тихон Карачевский. Основал Тихонову пустынь в Карачеве

29 июня – прп. Моисей Оптинский. Подвизался в Брянском Свенском монастыре  и Белобережской пустыни

29 июня - мч. Константин Минятов. Уроженец Орла

4 июля  – прп. Георгий (Лавров). Уроженец Елецкого уезда

13 июля (д.с.) – память прот. Сергия Булгакова. Уроженец Ливен

29 июля – прмч. Феодор (Никитин). Уроженец Орловскй губернии

2 августа (д.с.) – память протоиерея Валентина Амфитеатрова. Уроженец Кромского уезда

13 августа – прмч. Сергий (Шеин). Уроженец Новосильского уезда

26 августа – свт. Тихон Задонский. В 1763 г. возглавил Воронежскую епархию, в состав которой входили Елец и Ливны (в Ливнах им построена богадельня)

4 сентября – сщмч. Макарий (Гневушев). В 1917 г. возглавлял Орловскую епархию

5 сентября – сщмч. Иоанн Карабанов. Уроженец Шаблыкинской волости Карачевского уезда

8 сентября – свщисп. Георгий Коссов. Уроженец Дмитровского уезда. Служил в Болховском уезде

9 сентября – сщмч. Иоанн Кукша и его ученик Никон. Просветители вятичей

20 сентября – прп. Макарий Оптинский. Дмитровский уезд

20 сентября – прмч. Александр Пересвет. Уроженец Брянска

22 сентября - прп. Василий (Кишкин) (в соборе Глинских старцев). Подвизался в Све­нском, Севском, Бел­обережском, Площанск­ом монастырях

22 сентября - день памяти епископа Михаила (Космодемьянского). Служил епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ Орловской епархии

24 октября – прп. Лев Оптинский. Уроженец Карачева

25 октября – исп. Николай (Могилевский). В 1927-1931 гг. возглавлял Орловскую кафедру

30 октября – сщмч. Александр (Щукин). В 1932-1935 гг. возглавлял Орловскую кафедру

4 ноября -  память митр. Флавиана (Городецкого) Киевского и Галицкого. Перевел богослужение на китайский язык. Уроженец г. Орла.

6 ноября – прп. Зосима Верховский – ученик прп. Василиска. Подвизался в Брянских лесах

20 ноября – сщмч. Сергий (Зверев) архиепископ Елецкий. В 1929-1935 гг. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии

6 декабря – свт. Митрофан Воронежский. В 1682 г. возглавил Воронежскую епархию, в состав которой входил Елец

8 декабря – сщмч. Серафим (Остроумов). В 1917-1926 гг. возглавлял Орловскую кафедру

11 декабря – митр. Серафим (Чичагов). В 1906-1908 гг. возглавлял Орловскую кафедру

1863-1930 - блаженный Павел Кадило-Крестовский. Жил на Прядильной улице в ж/д районе города. Похоронен на Крестительском кладбище Орла

Список храмов и монастырей г. Орла (в т.ч. разрушенных). Указано наличие библиотеки

Монастыри

1. Свято-Успенский мужской монастырь - 1673 - год образования - есть библиотека для насельников обители

2. Свято-Введенский женский монатсырь - 1686 г., руский стиль - есть библиотека для насельниц обители

3. Скит Новомучеников и исповедников Российских - 2009 г.


Храмы (действующие)

1. Ахтырский кафедральный собор - 1775 г., в стиле классицизма и нарышкинского барокко - есть библиотека

2. Богоявленский собор - 1641-1646 гг., барокко/ классицизм 

3. Смоленский собор - 1767/1908 гг. - русско-византийский стиль - есть библиотека

4. Воскресенский (Афанасьевское кладбище) - 1895/2001 

5. Ильинский (Николо-Песковский) - 1775 г., ранний классицизм/русский стиль - есть библиотека

6. Свято-Троицкий - 1823-1828 гг., поздний классицизм - есть библиотека

7. Успенский (Михаило-Архангельский) - 1801 г., классицизм

8. Троице-Васильевский -1743-1751 гг., барокко есть библиотека

9. Свято-Иоанно-Крестительский - 1777 г., позднее барокко -  есть библиотека

10. Св. Александра Невского (909 кв.) - есть библиотека

11. Св. Матроны (Северный район)- 2000-2008 гг. 

12. Знаменский (Северный район) - 1998 г.

13. Никольский (Новая Ботаника) - 2010 гг.

14. Св. вмч. Георгия Победоносца (на территории в/ч) - 2013-2019 гг.

15. Казанский - 2019 г.

16. Свт. Луки Крымского (при ОКБ) - 2009-2013 гг. русский стиль - есть библиотека

17. Иверский - 1899-1902 гг, русский стиль - есть библиотека

18. Иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (Наугорское кладбище) - 2005 г., шатровая колокольня

19. Храм мчц. Веры, Надежды, Любви и Софии (Зареченский) - 2019 г.


Разрушенные храмы

1. Покровский собор - 17 век (1904) - 1948 (взорван) - роспись выполнена по образцам храма Христа Спасителя - сейчас ЦУМ

2. Преображенский храм - 18/19 в. - 1965 г. - сейчас сквер

3. Покровский Черниговского полка - 1899-1950-е гг  - сейчас жилая застройка на Московской ул. (ок. ж/д вокзала)

4. Никола Рыбный  - 17 в. /1797 - 1930-е, барокко - сейчас торговые постройки в Рыночном переулке 

5. Воскресенский - 17 в. - на месте современной Николо-Песковской - 1688/1865 - 1930-е. - сейчас район центрального рынка - ТЦ Бежин луг

6. Сергиевский (кладбищенский) - 1789 г. - сейчас завод Текмаш - от церкви сохранился 1 этаж

7. Крестовоздвиженский - 1759/1797 г. - 1930-е, ампир - отпевали Ермолова - сейчас кинотеатр Родина

8. Борисоглебский - 1782 - 1941 г. - приходской храм семьи Тургеневых - сейчас здание мед.службы УВД, С-Щедрина, 37

9. Петропавловский собор - 18 в. - 1940 г. - сейчас библиотека Бунина

10. Сретенская (Георгиевская) церковь - 1566-1946 гг. - сейчас кинотеатр Победа

11. Введенская (жен. мон.) - 1708 - 1941 гг. - сейчас типография Труд

Орловские святыни (г. Орел)

Тихвинский храм Введенского женского монастыря - Икона Божией Матери "Балыкинская".  Частица Древа Креста Господня

Ахтырский собор - Ахтырская икона Божией Матери. Икона священноисповедника Георгия Коссова с частицей мощей. Длань свт. Тихона Задонского

Свято-Иоанно-Крестительский храм - облачение и вериги свт. Тихона Задонского. Икона Божией Матери "Казанская". Икона прав. Матроны. На Крестительском кладбище - могила Афанасия Андреевича Сайко

Богоявленский собор - Икона Божией Матери "Всех скорбящих радость". Памятник прп. Серафиму Саровскому

Смоленский собор - Икона Божией Матери "Всецарица". Икона вмч. Димитрия Солунского с частицей мощей. Икона мчц. Татианы с частицей мощей. Одежда с мощей прп. Меркурия Киево-Печерского

Ильинский (Николо-Песковский) храм - икона свт. Николая с частицей мощей

Иверский храмИверская икона Пресвятой Богородицы — копия образа, установленного на Воскресенских (Иверских) воротах в Москве

Свято-Троицкий храм - Икона Божией Матери "Утоли моя печали"

Успенский (Михаило-Архангельский) храм - Икона Божией Матери "Тихвинская"

Храм свт. Луки Крымского - икона свт. Луки с частицей мощей

Воскресенский храм - икона  «Христос, благословляющий детей»

Успенский мужской монастырь - ковчеги с мощами

Храм св. Матроны - икона св. блж. Матроны с частицей мощей

Храм св. блгв. кн. Александра Невского - икона свт. Спиридона Тримифунтского с частицей мощей

Орловский церковный календарь. 13 июля. Икона Божией Матери "Балыкинская". Введенский монастырь

Яв­ле­ние Ба­лы­кин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в се­ле Ба­лы­кине Ста­ро­дуб­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии 30 июня 1711 го­да. Ис­то­рия чу­до­твор­ной ико­ны бы­ла из­ло­же­на в уте­рян­ном ныне ру­ко­пис­ном «Ска­за­нии», хра­нив­шем­ся в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине. Пре­да­ние гла­сит: ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­ди­лась в до­ме Ти­мо­фея Дуль­ско­го, офи­це­ра Ста­ро­дуб­ско­го пол­ка. Во вре­мя вой­ны со шве­да­ми, ко­гда вра­же­ские вой­ска шли ми­мо г. Ста­ро­ду­ба, на иконе ста­ли за­мет­ны сле­зы из глаз Бо­жи­ей Ма­те­ри. Уви­дев это, Дуль­ский дал обет по­ста­вить свя­тую ико­ну в храм, ко­то­рый где-ни­будь то­гда стро­ил­ся. В ско­ром вре­ме­ни он узнал, что в се­ле Ба­лы­кине имен­но в это вре­мя воз­во­ди­лась цер­ковь, и, убе­див­шись в бед­но­сти Ба­лы­кин­ско­го при­хо­да, обе­щал пе­ре­дать свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри имен­но ту­да, но мед­лил с ис­пол­не­ни­ем сво­е­го обе­та. То­гда во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и при­ка­за­ла немед­лен­но пе­ре­дать ико­ну в Ба­лы­кин­скую цер­ковь. Од­на­ко и по­сле это­го Дуль­ский все еще мед­лил. Вто­рой раз яви­лась ему во сне Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и под угро­зой на­ка­за­ния вновь при­ка­за­ла от­дать ико­ну в Ба­лы­кин­ский храм, по­сле че­го Ти­мо­фей Дуль­ский по­спе­шил ис­пол­нить свое обе­ща­ние и пе­ре­дал ико­ну в но­во­по­стро­ен­ную де­ре­вян­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине.

Об­раз про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, ко­то­рые сте­ка­лись для по­кло­не­ния ей не толь­ко из Чер­ни­гов­ской, но и из со­сед­них гу­бер­ний. Неза­дол­го до Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции об­раз был силь­но по­вре­жден в ре­зуль­та­те са­мо­воз­го­ра­ния, но огонь не кос­нул­ся ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Ба­лы­кин­ская ико­на на­пи­са­на на хол­сте, при­кле­ен­ном на дос­ку, ма­ло­рос­сий­ским пись­мом, за­кры­та стек­лом и ме­тал­ли­че­ским окла­дом с по­кры­ти­ем, ими­ти­ру­ю­щим зо­ло­че­ние. На го­ло­ве Бо­жи­ей Ма­те­ри вме­сто по­кро­ва укра­ше­ние, на­по­ми­на­ю­щее диа­де­му. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на с мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми, взи­ра­ю­щей на Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Ко­то­рый ле­жит на Ее ко­ле­нях. Ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой с над­пи­сью: «1811 г., июня 24, ко­штом гра­фи­ни Ан­ны Ива­нов­ны Без­бо­род­ко пе­ре­де­ла­на и вызла­ще­на».

Ико­но­гра­фия Ба­лы­кин­ской ико­ны вос­хо­дит к за­пад­ным об­раз­цам, ико­нам «Рож­де­ство Хри­сто­во» и «По­кло­не­ние волх­вов» (Бо­го­ро­ди­ца неред­ко изо­бра­жа­лась ко­ле­но­пре­кло­нен­ной, с при­жа­ты­ми к гру­ди ру­ка­ми, пе­ред ле­жа­щим в яс­лях Бо­гом­ла­ден­цем).

Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной Ба­лы­кин­ской ико­ны на­хо­дит­ся в ор­лов­ском Вве­ден­ском жен­ском мо­на­сты­ре. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на в вен­це, во­круг ним­ба – 12 звезд. Как гла­сит пре­да­ние, чу­до­твор­ный об­раз по­пал в оби­тель в 1712 го­ду, как бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­ля Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча), ар­хи­епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го, и не раз яв­лял за­ступ­ни­че­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ра­ща­ю­щим­ся к ней за по­мо­щью. Эта ико­на так­же про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми мла­ден­цев и бес­но­ва­той жен­щи­ны в 1858 го­ду. Чу­де­са, про­ис­хо­див­шие от спис­ка ико­ны Бо­го­ма­те­ри, за­пи­сы­ва­лись в мо­на­сты­ре. Чу­до­твор­ная Ба­лы­кин­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­дя­ща­я­ся в г. Ор­ле, бо­лее из­вест­на, чем пер­во­об­раз из се­ла Ба­лы­ки­на. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.

11 апреля 2020 г. в Свято-Троицкий храм Орла меценаты передали старинную икону Божией Матери "Балыкинская". По благословению митрополита Орловского и Болховского Тихона образ Богородицы будет храниться в Свято-Троицком храме г. Орла и будет выставлен для поклонения верующих.


Орловский церковный календарь. 6 ноября. Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

Икона находится в Богоявленском соборе г. Орла.

Рассказ о чудотворной Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости» был составлен протоиереем Илией Ливанским, священником Богоявленского собора, и опубликован в Орле в 1912 г. в качестве приложения к «Орловским епархиальным ведомостям». 

Процитируем источник: Икона  таинственно-знаменательным образом поступила в Богоявленскую церковь  из Гостиного Ряда. Это случилось 30 апреля 1847 г., пред пожаром, который испепелил прежний Гостиный Ряд. Некто неизвестный заявил в Богоявленской церкви: «принесите сюда из Гостиного Ряда тамошние св. Иконы, — они тут будут нужны». Сказав это, неизвестный скрылся. Иконы были принесены в церковь, и тут ожидали, что оный неизвестный человек придет сюда для молебна пред теми Иконами; но он более не появлялся в церкви. Во имя сей св. Иконы имеется в Богоявленской церкви особый придел — правый, на южной стороне, в теплой, зимней части церкви. Каждый год 6 ноября в приедел служилась архиерейская Литургия и совершался крестный ход  по Гостиному ряду кругом по внешнему корридору. Несколько раз икону пытались украсть, но каждый раз она снова возвращалась в храм. 

 Советские гонения икона «Всех скорбящих Радость» пережила в руках у благочестивых людей. Один их них уже в 90-е годы услышал во сне голос Божией Матери, которая велела вернуть свой образ во вновь открывшийся Богоявленский храм. Звали этого человека Иосиф Николаевич Калашников, сам же он работал к тому времени ктитором. В 1999 г. он отошел ко Господу.

В октябре 2004 г. святыню похитили. Украденный образ был продан похитителем одному орловскому коллекционеру, которому ничего не было известно о святыне. Тот, пытаясь что-то узнать об иконе, стал искать в Интернете о ней информацию и совершенно случайно наткнулся на сайт Богоявленского собора. Каково же было его удивление, когда на мониторе перед его взором предстал образ Богородицы, находившийся сейчас в его доме и утраченный верующими церкви! Он не замедлил вернуть икону в храм и стал его постоянным прихожанином.

Орловский церковный календарь. 3 января. Память св. Филарета (Амфитеатрова). Уроженец Кромского уезда

святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит КиевскийФиларет (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит Киевский и Галицкий (17.04.1779–21.12.1857) - Член Святейшего Правительствующего Синода. Член Российской академии. Родной брат литератора и педагога С. Е. Раича.

В миру Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова.

Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока. В детские годы Феодор очень любил посещать храм.С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 г., Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г., как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии1, которую окончил в 1797 г.

Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета.Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем. 9 ноября 1798 г. рукоположен во иеродиакона, а 13 января 1799 г. – во иеромонаха.В первые годы служения на духовном поприще успех сопутствовал Филарету во всем. В 23 года (в 1802 г.) в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря.

В 1804 г. возведен в сан архимандрита. Ревностный исполнитель возложенных на него обязанностей, он пользовался особым покровительством епископа Орловской епархии преосвящ. Досифея. Но это покровительство не использовалось архим. Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, то он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение архим. Филарета привело к тому, что отношение еп. Досифея к нему постепенно изменилось в худшую сторону, и последний постарался совершенно выжить его из епархии.

В 1804 г. Филарет был переведен из Орловской епархии в глухую, отдалённую Уфу. Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии и настоятелем монастыря. 

менее чем через три года (2 декабря 1813 г.) архим. Филарет был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. Филарет указом Комиссии духовных училищ от 15 февраля 1814 г. был назначен инспектором С.-Петербургской духовной академии.

Филарет был переведен в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию.

В 1819 г. вышел указ Св. Синода о возведении его в сан епископа.1 июня 1819 г. он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Навеки незабвенен его подвиг основания Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни.

12 января 1825 г. указом Св. Синода еп. Филарет был переведен в Рязанскую епархию. 

25 февраля 1828 г. он был назначен архиепископом в Казань.

18 апреля 1837 г. он был назначен митрополитом Киевским. 20 лет продолжалось служение митр. Филарета на Киевской кафедре. По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище, в распоряжении которого преосвящ. Филарет передал 3-этажный митрополичий дом и на свои средства содержал 40 учеников этого училища из 110 принятых. 

Он передал семинарии свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей же библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства – 887.

Под непосредственным руководством митр. Филарета было написано инспектором Киевской семинарии архим. Антонием (племянником высокопреосвящ. Филарета) и вышло в свет в 1848 г. учебное пособие для семинарии по догматическому богословию.

Он был почетным членом Академии Наук, Московского общества истории и древностей, четырех духовных академий (Киевской, С.-Петербургской, Московской и Казанской), а также трех университетов (Киевского, Московского и Казанского). 

21 декабря 1857 г. в девятом часу вечера высокопреосвящ. митрополит Филарет скончался.Погребение совершалось 29 декабря согласно его завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня.

Его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 декабря 2005 года.


Орловский церковный календарь. 8 января. Память прп. Исаакия Оптинского II. Уроженец Малоархангельского уезда

Исаакий (Бобраков).jpgСвященномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец Николай Родионович Бобраков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.

Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий.

17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобраков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

С принятием священного сана на отца Исаакия было возложено новое послушание — быть братским уставщиком. 

30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. 

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля преподобного Исаакия власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею.

Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.

.Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Старец переехал в город Белев Тульской области. В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор: расстрел.

Орловский церковный календарь. 23 января. Память свт. Феофана (Говорова). Уроженец Елецкого уезда

святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. 

В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле – в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища.

В 1842 году он получил новое назначение – в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. 

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

В 1842 году он получил новое назначение – в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

В 1846 года иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии.

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости».

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости».

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь.

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название «Добротолюбие».


Деятели Церкви. 3 февраля. Протоиерей Василий Ермаков. Уроженец Болхова

vistavki56Протоиерей Василий Ермаков родился в Болхове 20 декабря 1927 года в верующей, благочестивой семье. В годы войны, подростком, Василий  был угнан  в фашистский концлагерь в Эстонию. Там  он познакомился с протоиереем Михаилом Ридигером (отцом Алексея Ридигера, впоследствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия второго), окормлявшим заключенных в то тяжелое время, и с  его помощью  был освобожден из концлагеря. Там, в Таллине  завязалась теплая  многолетняя дружба Василия Ермакова и Алексея Редигера, которую они пронесли через всю   свою жизнь. Вместе они учились и в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

По окончании духовной академии  отец Василий 54 года нес крест самоотверженного пастырского служения: 25 лет в Никольском соборе, потом в церкви «Кулич и пасха», а с 1981 года был настоятелем  храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, собравшим  самый многочисленный приход в Санкт-Петербурге.

Отошел к Богу 3 февраля 2007 г.

О. Василий Ермаков в судьбе Болхова видел отражение духовного пути России: «Я горжусь своей Родиной, своим краем, Орловщиной, потому что здесь много возросло добрых святых людей. И верю, что обратятся болховчане к Богу, изменится и жизнь города. Громадные духовные силы есть у русских людей, надо, чтобы мать-Россия была той Святой Русью, уделом Богоматери, какой она была когда-то. Необходимо восстановить поруганные святыни, восстановить честь и славу нашего благодатного города».

Орловский церковный календарь. 7 февраля. День памяти священномученика Петра (Зверева). Преподавал в Орловской духовной семинарии

Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, священномученик.
В миру Василий Константинович Зверев, родился 18 февраля 1878 года в семье священника  в Москве. 
В 1895 году Василий Зверев окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Университета. Через четыре года  зачислен на первый курс Казанской духовной академии, и после испытаний был принят в число студентов.

В 1900 году он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен во иеромонаха.
Через два года удостоен степени кандидата богословия.

По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию, где работал до 1903 г.
Подвергался арестам и ссылкам, скончался в Соловецком лагере в 1929 г.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Ссылка на материалы жития - https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fotechnik%2FPetr_Zverev%2F&fbclid=IwAR0OiRnaXOPOZOllB3esQrB6LMprnVZVplSMNbDGN-Ikm9722KdgFKm7Aow