Церковное краеведение

Орловский церковный календарь. 31 мая. Память прп. Макария (Глухарева). Настоятель Болховского Троицкого Оптина монастыря

Ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий (в ми­ру Ми­ха­ил Яко­вле­вич Глу­ха­рев) был пер­вым мис­си­о­не­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Гор­ном Ал­тае (ныне Рес­пуб­ли­ка Ал­тай).
Ми­ха­ил Глу­ха­рев ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1792 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка со­бор­ной церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы г. Вязь­мы Смо­лен­ской гу­бер­нии.  опре­де­ли­ли в тре­тий класс ду­хов­но­го учи­ли­ща при Пред­те­чен­ском мо­на­сты­ре г. Вязь­мы.
За от­лич­ные успе­хи Ми­ха­ил Глу­ха­рев из Вя­зем­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща был пе­ре­ве­ден в Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, по­сле успеш­но­го окон­ча­ния ко­то­рой в 1813 г. опре­де­лен учи­те­лем в Смо­лен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Через год его как луч­ше­го вос­пи­тан­ни­ка се­ми­на­рии на­пра­ви­ли в толь­ко что от­крыв­шу­ю­ся Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию, рек­то­ром ко­то­рой был свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов).
На 27 го­ду жиз­ни – 24 июня 1818 г. у Ми­ха­и­ла Глу­ха­ре­ва про­изо­шло со­бы­тие, ко­то­рое рез­ко из­ме­ни­ло всю его даль­ней­шую жизнь. Он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство в до­мо­вой ар­хи­ерей­ской церк­ви, по­лу­чив имя Ма­ка­рия, 25 июня 1818 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­ны, а еще через три дня – 28 июня – в иеро­мо­на­хи. В 1821 г. отец Ма­ка­рий был воз­ве­ден в сан игу­ме­на, за­тем ар­хи­манд­ри­та и по­лу­чил в управ­ле­ние Ко­стром­ской Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь. Но уже в кон­це 1825 г. был уво­лен на по­кой в Ки­ев­скую Лав­ру с ма­ги­стер­ским окла­дом. К это­му вре­ме­ни здо­ро­вье от­ца ар­хи­манд­ри­та бы­ло так по­до­рва­но, что он не мог про­дол­жать де­я­тель­ность на сво­ем преж­нем по­при­ще. В 1826 г. он пе­ре­во­дит­ся в Глин­скую Бо­го­ро­диц­кую пу­стынь, что в Кур­ской епар­хии.

пе­ре­во­дил Биб­лию с ев­рей­ско­го язы­ка на рус­ский. Оп­тин­ский ста­рец иеро­мо­нах Ма­ка­рий (Ива­нов) пи­сал свя­ти­те­лю Иг­на­тию (Брян­ча­ни­но­ву), то­гда еще ар­хи­манд­ри­ту, что, на­хо­дясь «в Глин­ской пу­сты­ни на уеди­не­нии, ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий (Глу­ха­рев) пе­ре­во­дил «Ле­стви­цу» на рус­ский язык: на­ме­ре­ние его бы­ло из­дать оную». Од­новре­мен­но он срав­ни­вал уже су­ще­ству­ю­щие пе­ре­во­ды «Ле­стви­цы». Луч­шим о. Ма­ка­рий при­знал пе­ре­вод стар­ца Па­и­сия. В Глин­ской пу­сты­ни ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий пе­ре­вел на рус­ский язык так­же бе­се­ды св. Гри­го­рия Двое­сло­ва и «Ис­по­ведь» бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на

ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий по­дал про­ше­ние в Св. Си­нод о же­ла­нии быть мис­си­о­не­ром на Ал­тае, об­ра­щать в пра­во­сла­вие жи­ву­щие там тюрк­ские на­ро­ды. Как Си­нод, так и свет­ские вла­сти удо­вле­тво­ри­ли эту прось­бу и 27 мая 1829 г. пред­пи­са­ли о. Ма­ка­рию ехать мис­си­о­не­ром в Си­бирь.

В 1844 г. ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий был уво­лен из мис­сии и опре­де­лен на­сто­я­те­лем Бол­хов­ско­го Тро­иц­ко­го Оп­ти­на мо­на­сты­ря, ку­да и от­был 4 июля.

По приезде в монастырь оправдалось мнение, не раз уже им высказанное, о том, что православные нуждаются в проповеди не меньше язычников, магометан или евреев. 

«Никогда еще богомольцы не стремились в таком множестве в Болховский монастырь, – рассказывал летописец города Болхова Г. М. Пясецкий, – как это было при архимандрите Макарии; кроме святыни самого монастыря сюда привлекало многих желание видеть отца Макария, принять от него благословение, получить мудрый совет или утешение в скорби, и особенно послушать его проповеднического слова, которым он то потрясал душу грешника до глубокого раскаяния, то возгревал в ожесточенном сердце сладкую божественную любовь, то возжигал в отчаянном луч надежды».

О первой встрече прп. Макария в Болхове писал в своих воспоминаниях и орловский прот. Евфимий Остромысленский.

Познакомившись с болховчанами, прп. Макарий увидел, что их невежество и темнота часто сочетаются с богобоязненностью и боголюбием, выражающимися прежде всего в усердии к строительству и благоукрашению храмов Божиих. 

В. Карпов в своем рассказе о прп. Макарии приводит первое впечатление о нем горожан.

Просвещение горожан в Болхове прп. Макарий начал, как и на Алтае, с детей. Он зазывал мальчиков и девочек в свои покои, учил их грамоте, молитвам, Символу веры, пел с ними краткие молитвословия.

По свидетельству многих очевидцев, стены комнаты, где шли занятия, были увешаны библейскими текстами на листках картона и небольшими картинами со священными изображениями. 

Следом за детьми стали приходить к прп. Макарию и родители – за советами и поучениями. 

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный 18 мая (по ст. сти­лю) 1847 го­да в Бол­хов­ском мо­на­сты­ре. Был по­хо­ро­нен в мо­на­стыр­ском со­бор­ном хра­ме по пра­вую сто­ро­ну ал­та­ря. На ме­сте его по­гре­бе­ния бы­ли уста­нов­ле­ны два при­де­ла — Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и Вос­кре­се­ния Пра­вед­но­го Ла­за­ря.
В 1983 го­ду пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Подробнее об орловском периоде - книга Андрея Ефимова Мысли преподобного Макария (Глухарёва) об улучшении воспитания в духовном звании.